Автобус в Будапеште :: Inwander.ru
Общественный транспорт Будапешта

Автобусы, троллейбусы, трамваи и паромы: весь общественный транспорт Будапешта

Будапешт входит в десятку самых больших городов Европы. Если вы приехали больше чем на день и планируете увидеть разные районы города, без транспорта не обойтись. Расскажу, как пользоваться общественным транспортом в Будапеште, как купить билет и построить маршрут, как сэкономить на проезде и не получить штраф.

На трамваях или метро Будапешта легко добраться до любых районов, автобус пригодится, чтобы забраться на высокую гору, а на паромах можно покататься по Дунаю. Изучать город и достопримечательности Будапешта без автобусов и трамваев — довольно непросто. Особенно если вы остановились не в одном из центральных районов. Где лучше жить в Будапеште

Валюта Венгрии — форинт (HUF). В 1 € примерно 332—337 HUF.

Трамваи Будапешта
Трамваи Будапешта

Билеты и правила проезда

Уже в аэропорту и на вокзале Будапешта становится понятно, что пользоваться муниципальным транспортом легко: на выходе стоят автоматы с меню на русском языке. Остается понять, какой билет подойдет для вашей поездки.

В Будапеште нет единого билета на общественный транспорт, в отличие от, например, Праги, где один билет действует на поездки до/из аэропорта, на наземном и подземном транспорте, фуникулере и пароме. «Единый» билет в Будапеште действует только на наземный и подземный транспорт в пределах города. На паром или на автобус в аэропорт придется покупать билет отдельно.

Разобраться в русскоязычном интерфейса автомата несложно
Разобраться в русскоязычном интерфейса автомата несложно

Типы билетов в Будапеште

  • Билет на одну поездку на наземном транспорте или метро — 350 HUF в автомате или 450 HUF при покупке у водителя. Такой разовый билет действует 80 минут. Пересаживаться можно только внутри метро, при этом при переходе с одной линии на другую нужно валидировать билет в турникете.
  • Комплект из 10 билетов — 3000 HUF, это выгоднее разовых билетов на 20%. Это пачка отрывных билетов по 80 минут. На метро они действуют с пересадкой, на наземном транспорте — без пересадки.
  • Билет на метро до 3 остановок — 300 HUF. Действует 30 минут и разрешает пересадки.
  • Сквозной билет — 530 HUF. Это единый билет на наземный транспорт и метро, он разрешает пересадки. Стоит дешевле, чем две отдельные поездки на автобус и метро за 350 и за 300. Такой билет состоит из двух купонов: основной и пересадочный. Первый (с цифрой 1) надо компостировать, второй (с цифрой 2) компостировать не нужно, но обязательно надо иметь с собой при пересадке. Днем сквозной билет действует 90 минут, ночью — 120 минут.
  • Билет на водный транспорт — 750 HUF. Действует на рейс D11, D12, D14. Билет стоит дешевле, чем на прогулочные корабли, а прокатиться можно довольно далеко.
  • Билет на автобус 100E в/из аэропорта — 900 HUF.
  • Суточный билет — 1650 HUF, разрешает любое число поездок и пересадок на всех видах транспорта. Сюда входит даже поездка на паромах по линиям D2, D11 и D12, но только в рабочие дни. Этот же билет распространяется на автобусы компании VOLÁNBUSZ и железные дороги V-START.

Еще есть проездной на сутки для 5 человек (3300 HUF), но он не делится: придется ездить всем пятерым вместе.

Сквозной билет состоит из двух купонов
Сквозной билет состоит из двух купонов

Эти варианты оптимальны на 2—3 дня. Если приезжаете на больший срок, посмотрите другие виды билетов на официальном портале BKK. Проездные на срок от 1 недели — именные, а значит, для покупки требуется паспорт.

Если сложно определиться с билетом, можно остановиться на Budapest card. Она действует как проездной на все виды транспорта компании BKK, а еще дает бонусы и скидки на развлечения в Будапеште. Карту можно купить онлайн со скидкой 5% или в кассе, где продают билеты на транспорт, а потом забрать в инфоцентрах или получить с доставкой в отель.

Точки продажи билетов

Билеты продаются в аэропорту, на всех автовокзалах, при входе в метро и на остановках, на крупных перекрестках, а иногда — и у водителя. Ближайшую точку продажи можно найти на карте онлайн.

Билетомат на улице
Билетомат на улице

В обычных кассах можно купить все виды билетов и оплатить наличными или картой, но кассы работают в том же режиме, что и метро — не круглосуточно.

Билетоматы работают круглосуточно, но оплату картой принимают не все. Кроме того, они есть не на каждой станции — например, в метро Vörösmarty utca не было автоматов. Рекомендую покупать проездные заранее.

Кассы и автоматы с билетами в метро
Кассы и автоматы с билетами в метро

Штраф

Перед началом поездки билет нужно компостировать. В наземном транспорте для этого стоят валидаторы, в метро — компостеры при входе.

Штраф — 48 €
Штраф за безбилетный проезд в Будапеште — 16000 HUF. Это примерно 48 €.

Если оплатить наличными на месте, штраф уменьшается в 2 раза. Иногда у кондукторов есть с собой терминалы, но это большая редкость.

Если оплатить штраф не получается, нарушителю выдадут квитанцию и отправят в клиентский центр или в специальный офис. На оплату дают два дня. А через 30 дней штраф вырастет в два раза до 32 000 HUF.

Шпаргалка поможет понять, где и как оплатить штраф.

Как спланировать маршрут

Я пользуюсь оффлайн картой maps.me — заранее скачиваю карту города. Эти карты хорошо строят маршруты по Будапешту и знают его общественный транспорт. Альтернативный вариант — планировщик маршрутов онлайн. Wi-Fi есть почти везде в городе, с подключением не будет проблем.

Отдельно есть схемы дневного и ночного городского транспорта, метро и маршруты речных трамваев. На всех остановках висит расписание по каждому номеру транспорта.

Так выглядит расписание на остановках
Так выглядит расписание на остановках

Виды транспорта в Будапеште

Транспортная сеть венгерской столицы включает 180 автобусных линий, 29 — трамвайных, 14 маршрутов троллейбуса и 4 линии метро. Маршруты проходят по центру и доходят до самых отдаленных точек города.

Муниципальные автобусы

В Будапеште автобусы курсируют круглосуточно. Дневные рейсы обозначены номерами с 5 по 298 и ходят с 4:20 до 23:20. После 23:20 работают ночные рейсы под номерами с 901 до 999.

Днем интервал движения автобусов — 5—7 минут, ночью — 20—30.

Автобусы 100E и 200E, которые курсируют в/из аэропорта и захватывают вокзал Nepliget, немного дублируют метро. Автобус 100E меня выручил, когда метро закрыли на ремонт: он двигается вдоль синей ветки до станции Nagyvárad tér.

Автобусы Будапешта
Автобусы Будапешта

Трамваи

Трамваи — отдельная достопримечательность Будапешта, они ходят по всему городу и доезжают до отдаленных районов. И старые, и новые трамваи — стильные и уютные, а желтый цвет придает красок общему виду города. В новых вагонах есть Wi-Fi.

Трамваи курсируют с 4:20 до 0:20, а № 6 — круглосуточно. Интервал движения — 10—15 минут, а в час пик — всего 1—2 минуты. Новые модели считаются самыми длинными в Европе: встречаются трамваи длиной до 54 м, с шестью секциями, которые перевозят до 20 000 пассажиров за час — почти как метро.

Трамвай № 60 катается по зубчатой железной дороге. Она так называется, потому что посредине обычного полотна есть рельса с зазубринами, а на днище трамвая дополнительно стоит зубчатое колесо. Это помогает трамваю карабкаться на высокий холм, не соскальзывая.

Троллейбусы

Троллейбусов в Будапеште намного меньше, чем автобусов или трамваев: всего 16 маршрутов, и все они ходят по Пешту.

Утренние рейсы отходят в 4:30 утра и заканчивают движение в 23:00. Интервал примерно 3—10 минут. Здесь можно посмотреть расписание.

Схема движения троллейбусов
Схема движения троллейбусов

Метро

Будапештское метро — первое на континенте и второе в Европе, после Лондона. Первая ветка (желтая) заработала в 1896 году. Старые станции и вагоны можно встретить на желтой ветке до сих пор: они окрашены в желтый цвет и в них пассажиры сидят, как в автобусе. Новые составы — синего или белого цвета, а пассажиры сидят друг напротив друга.

Пользоваться метро легко: при входе кассы и автоматы, а перед спуском — турникеты. Сейчас в Будапеште работают четыре линии, три из которых пересекаются на ключевой станции DeákFerenc tér — в самом центре Будапешта у проспекта Андраши. Скоро обещают запустить пятую ветку.

Метро открывается в 4:30 и работает до 23:00. Составы ходят каждые 5—15 минут в зависимости от загруженности.

В 2020 году синяя ветка M3 — на реконструкции. Ее дублируют автобусы M3E и 200E, а также частично 194M и 204M. Здесь отмечены альтернативные варианты транспорта.

Карта метро
Карта метро

Речные трамваи

Паромы в Будапеште — больше развлечение, чем полезный общественный транспорт. По реке ходят обычные и экскурсионные речные трамвайчики, разница в цене — в 3 раза, поэтому туристы — частые пассажиры паромов.

Можно зайти на борт и сойти на любой пристани. Удобно, что рядом с каждой остановкой проходит автобус или трамвай. Сориентироваться поможет карта судоходных линий.

Водный транспорт начинает ходить в 7:00, заканчивает в 20:00. Интервал — 30—40 минут.

Туристические автобусы

Сервис «Hop on, Hop off» настолько популярен в Будапеште, что в центре на дорогах чаще виден туристический транспорт, чем обычный, и примерно каждые 300 метров стоят киоски с продавцами билетов и проспектов. Однако покупать онлайн выгоднее: можно купить со скидкой до 10% и спокойно разобраться, какой из маршрутов больше подойдет — а их здесь много.

Есть дневные и ночные поездки по улицам Будапешта, круиз по Дунаю, пешие прогулки. Цены начинаются от 20 €. Билеты, стандартно, на 24, 48 и 72 часа.

Существует несколько вариантов поездки:

  • Big Bus. Дневные и ночные поездки по Будапешту. Преимущество этих автобусов — в Wi-Fi на борту. На других автобусах этой услуги нет. Если взять билеты онлайн, скидка будет 10%.
  • Сity Sightseeing. У этой компании в Будапеште есть несколько маршрутов. К билету на 48 часов в подарок — поездка на борту прогулочного корабля и/или ночная поездка на автобусе.
  • Budapest Sightseeing. Билеты только на 48 часов, зато в стоимость билета входит гуляш и пиво. Включают в себя пеший, водный и автобусный тур, а еще скидки до 20—60% в сувенирных лавках и барах (полный список — в буклете, который выдается с билетом). Детям до 8 лет — бесплатный билет.
  • River Ride. Автобус-амфибия катается по улицам Будапешта, а потом по пандусу спускается в воду и продолжает движение уже по Дунаю. На борту только англоговорящий гид.

Ночные экскурсии на автобусе по Будапешту впечатляют. Видели фото Парламента в огнях? Это того стоит. Поездка начинается в 18:00, идет 60—70 минут. Как раз в это время включается иллюминация.

Ретро-транспорт Будапешта

Часть системы муниципального транспорта в Будапеште — это исторический транспорт Будапешта: винтажные трамваи и автобус. Их маршруты вписаны в городскую сеть, ими ежедневно пользуются и туристы, и местные жители. Цена билета на весь ретро-транспорт одинаковая, работает он только летом. За 500 HUF можно прокатиться до нужной точки в обстановке 50-70-летней давности.

На левом берегу по маршруту № 2 ходит старая модель трамвая, которая относится к 10 самым красивым трамваям Европы. Встретить его можно с мая по октябрь в субботу, начиная 14:50 и до 20:30. У меня получилось.

Трамвай №2
Трамвай № 2

Вдоль Дуная по маршруту № 19 ходит еще одна старинная модель трамвая. Он начинает движение на Deák Ferenc tér и проезжает мимо знаковых мест Будапешта — его удобно использовать для самостоятельной экскурсии, как аналог туристического автобуса. Покататься можно в воскресенье 14:45—20:30 с мая по октябрь.

Ретро трамвай №19
Ретро трамвай № 19

К ретро транспорту относится автобус № 109 — необычный «Икарус 180»-кабриолет. Эту модель выпускали на местном заводе с 1964 по 1973.

Автобус начинает движение на площади DeákFerenc tér, затем двигается по центру и по обоим берегам Дуная. Маршрут можно посмотреть на карте. Икарус ходит только по воскресеньям с 1 мая и до конца октября.

Схема маршрутов ретро-транспорта
Схема маршрутов ретро-транспорта

Что нужно знать об общественном транспорте Будапешта:

  1. Рекомендую всегда иметь с собой запасной билетик: иногда автоматы не принимают карты, а у водителя не оказывается билетов. Один раз мне отказали в проезде, потому что в автобусе кончились билеты.
  2. Если рано утром вам предстоит автобус до аэропорта, а наличных нет, билет лучше купить накануне в кассах метро.
  3. При покупке билета в автоматах будьте готовы, что билет может не выпасть в раздатчик. Так я пыталась купить билет в метро: заплатила, он что-то напечатал, но билетик не выпал. Первая мысль — что автомат не работает. Помог местный житель: он засунул руку в лоток и вытащил оттуда пачку билетов, прилипших к куску скотча. По его словам, так подрабатывают местные «наркоманы»: приклеивают к принтеру скотч, собирают билетики, а потом продают их у остановок на несколько форинтов дешевле. Если автомат не выдал вам билет, проверьте вверху лотка.