Падуя: достопримечательности университетского города

Падуя: достопримечательности университетского города :: Inwander.ru
На востоке Паданской равнины, в области Венето, в получасе езды от Венеции, расположен город Падуя. Город не туристический, а студенческий, живущий своей спокойной и по-юношески ритмичной жизнью. Путешественников здесь слишком мало, чтобы что-то нарушило местный порядок. Падуя близка к Венеции и Вероне и стоит того, чтобы заглянуть сюда на день.

Местные жители называют Падую «городом трех „без“». Покровителя города, Святого Антония, часто называют просто «Святым», что делает его «святым без имени». Центральное кафе города, открытое несколько столетий назад и работавшее круглосуточно, называлось «кафе без дверей». А главная городская площадь — это «луг без травы».

Первое упоминание Падуи появилось ещё в X веке до н. э. Это был небольшой посёлок Патавий, якобы основанный героем троянской войны принцем Антенором. После заключения союза с Римом городок превратился в важный транспортный центр, а в 1222 году здесь открылся Падуанский университет, куда съезжались опальные профессора из Болоньи и который позже, под эгидой Венецианской республики, стал одним из центров науки эпохи Возрождения в Италии. Под властью Венеции Падуя утратила политическую важность, но приобрела статус главного образовательного центра Республики.

В эпоху Возрождения Падуя была одним из крупнейших центров искусств во всей Италии. Здесь жил и творил Тициан Вечеллио, один из величайших художников эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Для городских соборов создавали свои фрески мастера Андреа Мантенья и Джотто ди Бондоне. Скульптор Донателло создал в Падуе бронзовую статую кондотьера Венецианской республики Эразмо да Нарни, барельефы для церкви Святого Антония и скульптуру Иоанна Крестителя.

Для беглого осмотра основных достопримечательностей Падуи хватит пол-дня. Но это будет бег по списку без осмысленных впечатлений. Чтобы рассмотреть детали, почувствовать момент и уловить ритм молодежного города, здесь стоит задержаться на сутки.

Достопримечательности Падуи на карте

Капелла Скровеньи (Cappella degli Scrovegni)

Главная достопримечательность Падуи находится в парке «Арена ди Падова» , разбитом на остатках бывшего древнеримского амфитеатра. Капелла хранит одно из главных произведений западного искусства — цикл фресок Джотто ди Бондоне. Ради них многие специально приезжают в Падую.

Эти фрески — не просто религиозные рисунки на стенах часовни: это был учебник для Микеланджело, Да Винчи и Рафаэля. Джотто считают основоположником всей итальянской живописи: он отошел от иконописной традиции, добавил пространство и масштаб, написал один из первых портретов в истории. Джотто дал человеку полноценное место в сюжете и перестал искажать его пропорции в угоду религиозному символизму, по которому религиозные персонажи изображались крупнее и величественнее смертных. Фрески капеллы Скровеньи — это последнее и величайшее творение мастера, они дали толчок живописи Ренессанса.

Капелла была построена в 1300—1305 г. итальянским банкиром Энрико Скровеньи, чтобы искупить грехи отца — известного падуанского ростовщика. Отец вошел в историю тем, что удостоился места в седьмом круге ада Данте за свою беспринципность и жестокость по отношению к должникам. Его сын пустил часть своего наследства на искупление грехов отца, а в то время для этого было принято строить церкви. Скровеньи не поскупился: для украшения интерьера он пригласил художника номер один того времени, дал ему полный карт-бланш на оформление и неограниченный бюджет. Пигменты для капеллы привозили со всей Европы, а в интерьерах много лазурного синего — самого дорогого пигмента того времени.

На главной фреске — сцене Страшного суда, — Джотто и его заказчик преподносят Деве Марии капеллу как «взнос» за прощение грехов, как вступительный билет в рай. Эти портреты считаются одними из первых в истории. Неизвестно, прощены ли грехи Скровеньи-старшего, но очевидно, что его деньги попали в историю искусства.

Еще одно нововведение Джотто — искусственные архитектурные элементы, которые на плоском пространстве стен создают иллюзию объемов. Молдинги, пилястры, ниши, мрамор в нижем ярусе фресок — все это нарисовано. Даже когда находишься внутри, в полутора метрах от фресок, сложно поверить, что на самом деле эти стены — плоские. Этот прием встречается в интерьерах более поздних церквей и дворцов по всей Европе.

Над убранством капеллы потрудился еще один маэстро тех времён — скульптор Джованни Пизано. Скульптуры девы Марии с младенцем, два ангела и скульптурный портрет Скровеньи принадлежат его руке.

Скульптуры Джовани Пизано: Богоматерь, два ангела и могила Энрико Скровеньи
Скульптуры Джовани Пизано: Богоматерь, два ангела и могила Энрико Скровеньи

Как посетить капеллу Скровеньи

Вход в часовню строго регламентирован. Внутрь пускают небольшими группами. Весь визит занимает полчаса и разбит на две части: первые 15 минут посетителям показывают фильм с историей капеллы и небольшим искусствоведческим экскурсом, а затем группу на 15 минут запускают в капеллу. Внутри поддерживается постоянный микроклимат, сотрудники впускают и выпускают группы по строгому регламенту. Пропустить кино или уйти раньше — нельзя.

Фильм перед посещением — отличная опция. Даже если вы ничего не знаете о Скровеньи и Джотто, если вы не искусствовед и попали в капеллу почти случайно, — после просмотра фильма вы поймете, на что смотреть и обращать внимание. Фильм идет на итальянском с английскими субтитрами.

Важно знать, что при самостоятельной покупке билета время посещения должно быть забронировано не меньше чем за 24 часа. Билеты и время бронируются на сайте капеллы онлайн.

Лайфхак для нетерпеливых: при покупке PadovaCard в туристическом офисе не нужно ждать 24 часа, можно забронировать посещение на тот же день через сотрудников офиса.

По билету в капеллу можно посетить Musei Civici degli Eremitani и Palazzo Zuckermann (кроме понедельников).

  • Сайт капеллы
  • Время работы: с 9:00 до 19:00.
  • Если посещение забронировано онлайн или через туристический офис при покупке PadovaCard, то в кассе нужно получить реальный бумажный билет. Для этого просят приходить за 15 минут до сеанса: в кассе всегда очереди. Касса капеллы — это касса городского музея Эремитани.
  • Билеты: полный билет — 13 €, студентам до 27 лет — 6 €, льготные от 1 €.
  • Вечерние билеты с 19 до 21 дешевле: по 8 евро. При вечернем посещении дается больше времени.
  • Про туристическую карту: PadovaCard
Тройной билет в музеи
Тройной билет в музеи

Музей Эремитани (Musei Civici degli Eremitani)

В стоимость билета в капеллу Скровеньи включено посещение городского музей Эремитани. Музей огромен, на него можно выделить несколько часов. В Археологической секции собраны экспонаты практически всех эпох, начиная с доисторических времён, есть древнеримский и египетский разделы. В секции Средневекового и современного искусства выставлены работы мастеров итальянской живописи начиная с 14 и заканчивая 19 веком.

  • Сайт
  • Время работы: вт-вс с 9:00 до 19:00
  • Билеты: полный — 10 € (вместе с капеллой Скровеньи и Дворцом Цукермана — 13 €), льготный — 8 €. Детям до 5 лет вход бесплатный.

Дворец Цукермана (Palazzo Zuckermann)

Внутри дворца Цукерманн находится музей прикладного искусства. В нём представлено более двух тысяч экспонатов, среди которых коллекция керамики, антикварной мебели и национальных костюмов 18 и 19 веков. Дворец расположен напротив городского музея и капеллы Скровеньи. Музей не очень востребован, посетителей здесь почти нет.

  • Сайт
  • Время работы: вт-вс с 9:00 до 19:00
  • Вход: 10 € (вместе с капеллой Скровеньи и Дворцом Цукермана — 13 €).

Кафе Педрокки и музей объединения Италии (Caffè Pedrocchi и Museo del Risorgimento)

Кафе Педрокки — один из символов университетской Падуи. Оно было открыто в 1839 году Антонио Педрокки и благодаря близости к университету стало любимым местом профессоров и студентов. Это было первое кафе, работавшее круглые сутки, за что получило в народе название «кафе без дверей». На первом этаже здания находится музей Рисорджоменто и современности, в котором можно узнать историю города от начала эпохи Возрождения и до второй мировой войны.

  • Сайт
  • Время работы: вт-вс с 9:30 до 12:30 и с 15:30 до 18:00
  • Билеты: полный — 4 €, льготный — 2,5 €. Детям до 5 лет, инвалидам и журналистам вход бесплатный. Бесплатное посещение с PadovaCard.
"Кафе без дверей"
«Кафе без дверей»

Собор Падуи (Duomo di Padova)

Соборная площадь — один из центров притяжения в Падуе, но это не потому что Собор привлекает внимание. Исторически сюда стекаются тропинки и улицы со всех сторон города, на соборной площади расположено несколько кафе, и чтобы не выйти ни разу на Соборную площадь — это нужно постараться.

За всё время своего существования Падуанский кафедральный собор был дважды разрушен до основания. Третий проект по восстановлению собора курировался самим Микеланджело, однако работа продлилась более 200 лет, и главный фасад здания так и остался недоделанным. Снаружи собор представляет собой невзрачную кирпичную стену, но изнутри он хранит множество исторических артефактов.

Справа к Собору прилегает Баптистерий: это маленькое здание между епископским дворцом и зданием ломбарда (Монте-ди-Пьета). Внутри — великолепные фрески XIV века кисти Джусто де Менабуои со сценами из Ветхого и Нового Завета. Эти росписи считаются одним из шедевров итальянского Треченто.

  • Сайт
  • Время работы: с 7:30 до 12:00 и с 15:30 до 19:30. Баптистерий — с 10:00 до 18:00.
  • Посещение самого собора бесплатное. Билет в баптистерий — 3 € (бесплатно по PadovaCard).

Площадь трав (Piazza delle Erbe)

Пьяцца-делле-Эрбе — место, где когда-то располагался огромный городской рынок. От неё тянутся и другие «продуктовые» улицы — «мясников» и «овощников», а на лестнице самого дворца Раджоне когда-то торговали луком, салатом и прочей зеленью. Сейчас по периметру площади открыты рестораны и магазины, а в центре находится фонтан Веронской Мадонны, установленный в 1464 году.

Пьяцца делле Эрбе
Пьяцца делле Эрбе

Дворец Правосудия (Palazzo della Ragione) и Нижний салон (Sottosalone)

Дворец Раджоне был построен в 1218 году и в течение многих веков служил резиденцией верховного городского суда. Его первый этаж представляет собой огромную залу размером 82*27 м. Стены и потолок украшены копиями сгоревших в 1420 году фресок Джотто, которые были восстановлены падуанскими мастерами Николо Миретто и Стефано да Феррарой.

На первом этаже в Sottosalone («нижний салон») уже 5 столетий расположены лавки и магазинчики: днем это рынок, где хозяйки покупают сыры и свежую рыбу, а вечером — небольшой гастромаркет, где в некоторых павильонах можно купить бокал вина и типичный панино.

Верхний балкон Палаццо Раджоне расписан фресками; на нижем ярусе - рынок Соттосалоне
Верхний балкон Палаццо Раджоне расписан фресками; на нижем ярусе — рынок Соттосалоне

Попробуйте найти в нижней галерее отсутствующую колонну — за эту архитектурную странность жители называют Падую «столицей без колонны». Местная легенда гласит, что пропавшая колонна была украдена кем-то из конкурирующей Виченцы. Говорят, этот слух пустили, чтобы спровоцировать падуанцев на войну против конкурентов. На самом деле, более вероятно, что колонну убрали, чтобы открыть торговцам путь на рынок и с рынка.

  • Сайт Дворца Правосудия
  • Время работы: вт-вс с 9:00 до 19:00 (1 ноября и 31 января с 9:00 до 18:00)
  • Билеты: полная стоимость — 10 €, бесплатный проход детям до 5-ти лет. Если в Палаццо нет временной выставки, то PadovaCard дает бесплатный вход в него.
Мы нашли отсутствующую колонну. Попробуйте найти и вы
Мы нашли отсутствующую колонну. Попробуйте найти и вы

Пьяцца Синьории (Piazza dei Signori)

Эта историческая площадь была центром городской власти в XV–XVI веках. На площадь выходят два здания: Палаццо дель Капитано, который был построен во времена господства венецианцев, и Лоджия делла Гран Гуардия, в которой находилась резиденция главнокомандующего австрийской армии.

Пьяцца Синьории ближе к вечеру превращается в один большой ресторан
Пьяцца Синьории ближе к вечеру превращается в один большой ресторан

Во главе площади находится 30-метровая башня с часами, циферблат которой повторяет геоцентрическую систему мироздания (неподвижная Земля в центре Вселенной). Эти астрономические часы были построены в 1344 году и являются одними из старейших работающих часов в мире. Они были так известны, что даже их создатель Якопо-де’Донди вшел в историю как «Донди делл’Оролоджио».

У часов 24-часовой циферблатом, поэтому часовая стрелка делает полный оборот только один раз в день. На циферблате отображается день месяца, текущая фаза Луны, движение планет и положение Солнца в зодиаке.

На часах не хватает одного знака зодиака: Весов. Причина — в использование до-римской зодиакальной системы, которая объединяла созвездия Скорпиона и Весов. Две половины Весов рассматривались как когти Скорпиона, позже стали «чешуей», но даже сегодня названия двух самых ярких звезд в Весах — это арабские названия «северный коготь» и «южный коготь». По легенде, знак Весов на самом деле спрятан где-то на Пьяцца Синьории — попробуйте его найти.

Университет Падуи и Палаццо Бо (Università degli Studi di Padova, Palazzo Bò)

Падуанский университет — один из старейших учебных заведений в Италии и седьмой по старшинству во всём мире. Основной корпус Университета располагается во Дворце Бо. В 1594 году в нём был открыт первый в Европе анатомический театр, а корпус украшен более чем 3 000 гербов, которые оставляли после себя студенты и преподаватели.

Девиз Падуанского университета: «Universa universis patavina libertas» (Свобода Падуи, всеобщая и для всех). Сюда стекались профессора и студенты из Болоньи, не согласные с проватиканским рукоовдством, поэтому за Падуанским университетом закрепилась слава свободолюбивого и независимого. Здесь преподавали Николай Коперник и Галилео Галилей. Университет похож на Болонский: главный корпус внутри, гербы на потолке — все это не отличить от Университета Болоньи.

В зале анатомического театра, который можно увидеть только с экскурсией, до сих пор видна надпись 16-го века: «Hic locus ubi mors east gaudet succurrere vitae» («Это место, где мертвые рады помочь живым»).

  • Экскурсии во Дворец Бо
  • Время работы: пн-пт с 9:30 до 11:30 и с 15:30 до 17:30; сб с 9:30 до 11:30.
  • Билеты: взрослый — 7 €, для молодёжи от 13 до 25 лет — 3 €, семейный билет (2 взрослых и 1—3 ребёнка до 17 лет) — 15 €.

Ботанический сад (Orto Botanico)

«Прототип всех ботанических садов» и старейший ботанический сад в мире, никогда не менявший своего расположения, — так Ботанический сад Падуи занесён в число памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Самое старшее дерево растёт здесь с самого открытия сада в 1545 году. Во времена Второй мировой войны именно здесь устраивали свои тайные встречи участники сопротивления.

  • Сайт
  • Время работы: апрель—май — ежедневно с 9:00 до 19:00, в остальное время Пн выходной.
  • Вход 10 €.

Прато-делла-Валле (Prato della Valle)

Сюда стекаются студенты после пар, туристы и местные жители, чтобы просто посидеть на газоне, перекусить пиццей и покормить хлебом уток в канале.

Прато-делла-Валле — самая большая площадь в Италии и одна из крупнейших площадей в Европе. В римские времена здесь был амфитеатр, равным по размеру Веронской арене. Сейчас размер площади — почти 90 000 кв.метров. В центре располагается островок Меммиа (названный в честь венецианского патриция, отдавшего распоряжение о строительстве площади), а вокруг него проложен канал с 78 скульптурами известных падовезе. К площади примыкает Базилика Святой Джустины и несколько дворцов.

Церковь Святой Джустины (Basilica di Santa Giustina)

Санта-Джустина — это большой храмовый комплекс из базилики, появившийся в XVI—XVII вв. вокруг древнего ядра — раннехристианской часовни святого Просдоцима V века.

Огромная базилика построена в честь покровительницы Падуи, Святой мученицы Джустины. Здесь покоятся мощи Евангелиста Луки и святых Джустины и Просдоцима. В алтаре хранится большое полотно Паоло Веронезе «Мученичество святой Джустины» (1575 г.), а в боковых капеллах — картины Пальмы Младшего и Луки Джордано. При церкви есть лавка, где можно купить косметику и мази из трав.

  1. Сайт
  2. Время работы: 8:00 — 12:00, 15:00 — 20:00

Базилика Святого Антония Падуанского (Basilica di sant’Antonio di Padova)

Недалеко от Прато-делла-Валле находится базилика Святого Антония. Монах францисканского ордена Антоний, любимец падуанцев, умер в 1231 году. Его очень быстро канонизировали, и уже в следующем году началось строительство храма, где покоились бы его мощи. Считается, что Антония так любили горожане, что его называют просто «Святым», а его церковь — «Базиликой Святого».

Элементы ломбардского, тосканского, византийского и даже арабского архитектурного стилей в архитектуре базилики — это дань историческим событиям, связанным с Антонием. Две маленькие колокольни, явно похожие на минареты, напоминают о долгом паломничестве Святого в Марокко.

В базилике хранятся скульптуры Донателло (в главном алтаре) и знаменитая фреска Джотто XIV века. Однако большинство паломников приходят к мощам Святого Антония, покровителя потерянных вещей, в надежде, что он поможет им в поисках. Рака с мощами святого располагается в великолепной капелле. Здесь хранится нижняя челюсть и язык Святого Антония — единственное, что осталось нетленным от известного проповедника и покровителя потерянных вещей.

На площади перед храмом стоит известная конная статуя кондотьера Гаттамелаты работы Донателло, а рядом с базиликой — маленькая Сколетта-дель-Санто с фресками Тициана.

Спекола (La Specola)

Эта средневековая тюремная башня была построена в IX веке как часть средневековых укреплений Падуи и называлась башней Торлонга. Веками она использовалась в качестве тюрьмы и камеры пыток, пока в XIV не стала частью нового замка правящей семьи Каррарези.

Когда замок был заброшен (а это случилось сразу же после свержения нелюбимой падуанцами семьи Каррарези), Торлонга использовалась в качестве зернового и оружейного склада. Судьба башни изменилась, когда Падуанскому университету понадобилась астрономическая обсерватория: Торлонга, самое высокое сооружение в Падуе, было идеальным местом. В XVIII веке к ней пристроили новые смотровые башни, а название изменилось на La Specola.

La Specola быстро стала одной из самых важных обсерваторий в Италии и функционировала до 1942 года, когда Падуанская астрономическая обсерватория переехала в Азиаго. Здесь проводил исследования Галилео. Во время Первой мировой войны она использовалась как смотровая вышка. Сегодня обсерватория — это музей, где хранятся библиотека, архив и коллекция телескопов, глобусов, часов и других астрономических инструментов, которые накопились здесь со всего мира за почти двухвековую деятельность. Обсерваторию можно посетить только в составе тура и только в определенное время.

  • Время работы: с октября по май — в четверг, 17:30; с октября по апрель — суббота, воскресенье и праздничные дни в 16:00; с мая по сентябрь — выходные в 18:00
  • Вход 7 €
  • Все о покупке билетов на этой странице
Башня Ла Спекола стоит на заброшенном, но живописном канале. Здесь даже остались старые венецианские столбы: из Падуи можно по воде добраться до Венеции
Башня Ла Спекола стоит на заброшенном, но живописном канале. Здесь даже остались старые венецианские столбы: из Падуи можно по воде добраться до Венеции

Гробница Антенора

Помните, что Падуя, по легенде, основана древнегреческим героем Антенором? Могила ее мифического основателя стоит прямо посреди городской площади.

Антенор — тот самый, из-за кого пала Троя: он предал троянцев и помог ахейцам. После падения Трои Антенор уехал из города и, согласно версии Вергилия, обосновался в Северной Италии, основав город Патавий.

В 13 веке горожане нашли сундук с остатками воина в древних доспехах, с мечом и двумя банками с золотыми монетами. Местный судья и ученый Ловати провозгласил, что останки принадлежат Антенору, и в центре Падуи для них возвели гробницу.

Свежие исследования показали, что остатки в гробнице не могут принадлежать Антенору: скорее всего, это венгерский воин IX века. Однако убирать гробницу с улиц не стали: она уже сама стала достопримечательностью, а кто в ней лежит — уже не так важно. Построивший гробницу Ловати увековечил свое имя, завещав похоронить себя рядом с Антенором: сегодня обе могилы находятся рядом.

Большой саркофаг - якобы Антенор; маленький - Ловати
Большой саркофаг — якобы Антенор; маленький — Ловати

Полезная информация